tadrala: (Жрица)
tadrala ([personal profile] tadrala) wrote2013-06-05 10:26 pm

О феномене религиозных чувств

Шумиха вокруг “Ведьминого счастья” затронула меня лично во многих планах (ссылку на материал про скандал помещаю в конце поста под катом). И дело даже не в том, что я люблю этот магазин, хотя не всегда и не везде согласна с их ценовой политикой. Но ведь это вопрос рынка и свободной конкуренции, да?
Во-первых, я психолог. В этом смысле для меня религиозное чувство – это важный предмет исследований. Но, увы, смутно определимый. Я привыкла думать о религиозных чувствах в определении Чистякова – как о неком ощущаемом стремлении к божественному. И мне с одной стороны, право, сложно представить, как это чувство можно умалить или оскорбить. С другой стороны, для меня важно проявлять уважение к этому религиозному чувству вне зависимости от религии его носителя. Для меня, как для психолога, важно разделять религиозное чувство и всяческие негативные эмоции, которые могут возникать у верующих одной религии в отношении верующих других религий. Именно из-за подобных обид, раздражения, зависти, ненависти возникают войны, а не от того, что другой просто существует. Ещё я знаю, что агрессия – это часто реакция защиты, реакция на нарушение границ. И к гневу и ненависти ведут как раз нападки, которым больше нечего противопоставить.
И тут приходит на ум мое “во-вторых”. Я неоязычник, я разделяю мировоззрение викки. У меня есть мое религиозное чувство и сложные эмоции в отношении того, что в православии слово “язычник” используется как хулительное. Я оскорбляюсь, но не в своем стремлении к божественному, а как человек со специфическим детским опытом – мне сложно, когда меня не принимают такой, какая я есть. Мне странно, что название верующего моей религии может кого-то оскорбить самим фактом существования на вывеске (для справки: во многих направлениях викки верующая женщина называется “ведьма”). Мне кажется, что если оскорбления случаются, за них нужно извиняться. Но я не могу сказать: “Прости, что я есть” или “Прости, что я есть, такая какая я есть” или “Прости, что я верю не только в твоего Бога”. Как будто бы я могу не быть, быть не собой или не верить. Мне искренне жаль, что словосочетание “счастливая ведьма”, то есть фактически “счастливая я и мои счастливые сестры по вере” – кого-то оскорбляет. Но не настолько, чтобы перестать быть счастливой и быть ведьмой.
И, наконец, в-третьих, я – гражданка России, убежденная в ценности разделения властей и светскости государства. При всей своей религиозности я верю, что взрослые, цивилизованные, образованные люди в состоянии свои религиозные разногласия и сложные эмоции решить в частном порядке, не прибегая к органам власти. Ну на худой конец, обратившись к медиаторам или психологам. Я хочу жить в светском государстве, а благодаря обсуждению в комментариях у [info]de_kay, я начала сомневаться в том, что РФ – светское государство. Вот косвенные подтверждения: Раз и два.
Увы, я не могу присоединиться к крикам “мир сошел с ума”. Я не верю в иной апокалипсис и иной ад, кроме того, что люди создают сами себе и окружающим. Мне кажется, что сходит с ума не мир, а люди. Некоторые формы безумя заразительны, когда для них есть плодородная почва. Что-то не так с тем обществом, в котором количество безумцев возрастает. Вопрос в том, могу ли я или кто-то ещё сделать что-нибудь, чтобы это поправить. Среди любимых мною людей есть очень разные по вероисповеданию: мусульмане, кришноиты, православные, католики, протестанты, славянские язычники, виккане, киберязычники, атеисты и даже те, кто верят в Императора из мира WH40k. Мне хочется, чтобы мы все жили в мире. Как говорил Кот Леопольд: “Давайте жить дружно”. Это очень наивно, да? Для психолога, язычника и гражданина РФ?
Пост с информацией про “Ведьмино счастье” под катом. Впрочем, репосты и так можно скрывать в своей френдленте через настройки ЖЖ. Оригинал взят у [livejournal.com profile] de_kay в Ведьмино Счастье

Интернеты полнятся перепостами и переписками новости про Ведьмино Счастье (вкратце – некий православный активист завалил все инстанции, включая президента, рассказами о том, как его оскорбляет это название).

Навскидку, на mk.ru:
Православному братству не удалось разрушить «Ведьмино счастье»

Или вот видео канала 6ТВ:
В России идёт охота на ведьму. Кроме религиозной общественности, которая всегда участвует в таких охотах, в погоню оказались втянуты мэрия Москвы и даже администрация Президента.

Мне все время приходится себе напоминать, что мы вроде как живем в светском государстве с закрепленной конституционно свободой вероисповедания…


P.S. Тег “политика” намеренно не ставлю, потому что убеждена – вопросы религии и веры в 21 веке должны решаться без вмешательства государства.
P.P.S. Перечитала пост и поняла, что он, вероятно, один из самых смелых поступков, которые я совершила в своей жизни.

Мне будет приятно, если вы оставите комментарий в исходном посте в Imagery of DraCat.

[identity profile] varezka.livejournal.com 2013-06-05 10:01 pm (UTC)(link)
Ты - молодец, подпишусь под каждым словом.

[identity profile] nastygreen.livejournal.com 2013-06-06 04:22 am (UTC)(link)
Удивительно другое-как православие не оскорбляют передачи на тв типа "битвы экстрасенсов", ведь православие не поддерживает это.

[identity profile] ta.livejournal.com 2013-06-06 06:14 am (UTC)(link)
Удивительно, что люди уже говорят "православие оскорбляет" или "ислам оскорбляет". Потому что вроде как другую идеологию нельзя оскорбить. Никто не говорит "ваше мнение оскорбляет коммунизм" или "либерализм", например.

[identity profile] nastygreen.livejournal.com 2013-06-06 04:25 am (UTC)(link)
Я так и не поняла из прочитанного что такое ведьмино счастье. Поняла что слово ведьма имеет происхождение от какого то течения. Однако лично мне вибрации этого слова (либо скажем мои скудные представления о ведьмах) также не импонирует. Но возникает вопрос-в чем разница между современной ведьмой и экстрасенсом?..

[identity profile] ta.livejournal.com 2013-06-06 06:28 am (UTC)(link)
"Ведьмино счастье" - всего лишь название магазина, которое, как выяснилось, нельзя писать на вывеске.
Ведьмы и экстрасенсы - это разные понятия из разных областей мировоззрения. По этимологии слова, экстрасенс - это некто, что чувствует больше, чем другие люди. Ведьма - та, кто ведает. Чисто про этимологии слова. Ведьма может быть или не быть экстрасенсом и наоборот. Про то, что понимают под этим делом в битве экстрасенсов, я не знаю, потому что по слухам, там и шаманы, и виккане, и салонные колдуньи. Подозреваю, что там как со всем нашим ТВ, не очень разобрались, кто есть кто, зато забабахали шоу
Про то, кто такие виккане, есть небольшой ликбез. http://wiccan-ru.livejournal.com/348.html
И про слово ведьма в современном языке и ведьмовские корни http://pryahi.indeep.ru/witchcraft/witch_manifest.html

[identity profile] nastygreen.livejournal.com 2013-06-06 09:59 am (UTC)(link)
спасибо.

[identity profile] yagnesh-ka.livejournal.com 2013-06-06 10:48 am (UTC)(link)
А можно вопрос: почему не импонирует?
Сразу: мне серьезно интересно, я не троллить.

[identity profile] nastygreen.livejournal.com 2013-06-06 11:29 am (UTC)(link)
ну видимо от возможно искаженных представлений о ведьмах и об их источнике силы и инфо (от не самых светлых сущностей).

[identity profile] ta.livejournal.com 2013-06-06 04:13 pm (UTC)(link)
Если интересно, про это, в смысле про женщину в сказках и религиях, источники ее силы и пр., очень хорошо у Эстес в книге "Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях". Мне кажется это полезная для души книжка вне зависимости от вероисповедания и пола

[identity profile] aivenar-teleri.livejournal.com 2013-06-06 05:42 am (UTC)(link)
А репост можно сделать?
Я вчера нашла ту самую статью, которая с Росбалта про семью до 25 года.
Новость собрала в контакте аж 50 с чем-то комментов конструктивного ужаса.

[identity profile] ta.livejournal.com 2013-06-06 06:13 am (UTC)(link)
Можно.
На счет статьи, я пока надеюсь, что журналисты что-нибудь не так поняли. Скачала сам проект, буду вникать.

[identity profile] aivenar-teleri.livejournal.com 2013-06-06 06:52 am (UTC)(link)
Я его вчера прочитала. Нет, в кои-то веки журналист всё описала как есть, без привираний и передёргиваний.
Покоробила с первых же страниц проекта, что "древнерусский человек" изначально "православен". А дальше - много слов и статистических цифр... Только совершенно непонятно, откуда они возьмут столько денег и зачем во всё вмешивать РПЦ, особенно если она не имеет ну почти никакого авторитета, особенно в больших городах, где пока еще сосредоточена большая часть населения...

[identity profile] rem-ir-estraven.blogspot.com (from livejournal.com) 2013-06-06 09:48 am (UTC)(link)
Интересно, почему эти православные активисты также активно против "Дома-2" не протестуют. И против рекламы с полуголыми дамами.
Типа жить гражданским браком - позор, а выяснять с матюгами отношения в эфире на тему кто кого куда и зачем - это нормально; по улице женщине можно ходить только в юбке до пола, а то, что на этой же самой улице голая та самая, которая есть, а слова нет, во весь рекламный щит - это по-православному...

[identity profile] ta.livejournal.com 2013-06-06 11:23 am (UTC)(link)
Да ты чего! Я думаю, оскорбляют. Просто они на ведьмах тренируются.
Если честно, даже не смешно. Как многго людей стали рассматривать чувства православных в качестве мерила того, что можно, а что нельзя:(

[identity profile] rem-ir-estraven.blogspot.com (from livejournal.com) 2013-06-06 02:53 pm (UTC)(link)
а самое главное - не ясно, кто может сказать за всех православных, а кто нет. А то есть такое нехорошее подозрение, что эти оскорбляющиеся из категории тех, кто бревна в своем глазу не видит, а то и вовсе из разряда ханжей, которым, по большому счету, все равно, какой именно конфессией свое ханжество прикрывать и оправдывать

[identity profile] irondragonfly.livejournal.com 2013-06-06 10:25 am (UTC)(link)
мне сразу вспомнился тот твой сон двухлетней, что ли, давности. Помнишь, ты рассказывала?

[identity profile] ta.livejournal.com 2013-06-06 11:24 am (UTC)(link)
Слушай, а я уже не помню. У меня в последнее время разные странные сны бывают: про православные утопии, например :Р

[identity profile] irondragonfly.livejournal.com 2013-06-06 11:32 am (UTC)(link)
Ну, в том сне ты пришла на работу и обнаружила, что твоих единоверцев будут не то расстреливать, не то вообще сжигать. И восприняла это, как сигнал определится, наконец. И сама, впервые, вслух назвала там викку своей религией. Зная о последствиях.

[identity profile] ta.livejournal.com 2013-06-06 04:03 pm (UTC)(link)
А да. Точно. Было такое.
Надеюсь, до расстрелов и погромов не дойдет и разум победит :)

[identity profile] yagnesh-ka.livejournal.com 2013-06-06 10:47 am (UTC)(link)
Лишь бы владелицу не побили или магазинчик не подожгли.
И это при том, что исконно в православной России ведьмовство считалось светским преступлением и церковно за него были осуждено человек семь, причем для осуждения были обязательно нужны вред здоровью или смерть.

[identity profile] ta.livejournal.com 2013-06-06 11:21 am (UTC)(link)
Так даже в самые страшные времена инквизиции судили за причиненный вред скоту, здоровью и пр., а не за оскорбленные чувства. Мне как психологу вообще не ясно как можно судить за что-то в сфере чувств. Бывает так, что личностная организация заставляет все воспринимать как оскорбление, которого собеседник никак не собирался вызывать

[identity profile] yagnesh-ka.livejournal.com 2013-06-06 11:42 am (UTC)(link)
У меня просто есть репринт дореволюционной монографии о русском ведьмовстве...где-то, но точно есть))) так там были довольно забавные примеры про ведьм и наказание. Вплоть до дел, где за попытку ведьмовским способо подпоить царя ведьму ссылали в Смоленск, кажется.

[identity profile] ta.livejournal.com 2013-06-06 04:14 pm (UTC)(link)
Прямо государственная измена - царя-то опоить! Вообще, интересно такую книгу почитать

[identity profile] ta.livejournal.com 2013-06-06 11:27 am (UTC)(link)
Кстати вот не ясно, сегодня с утра сайт Союза виккан России лежал хакнутый. Это связано или нет?

[identity profile] yagnesh-ka.livejournal.com 2013-06-06 11:42 am (UTC)(link)
Вполне мог какой-нибудь особо энергичный товарищ сделать на волне шума.

[identity profile] kaivalya.livejournal.com 2013-06-06 12:42 pm (UTC)(link)
Подписываюсь под каждым словом, репост.

[identity profile] sabakunogerda.livejournal.com 2013-06-07 02:16 pm (UTC)(link)
Поддерживаю мысль автора)

[identity profile] ta.livejournal.com 2013-06-07 06:59 pm (UTC)(link)
спасибо за поддержку :)

[identity profile] st-franzisk.livejournal.com 2013-06-18 10:21 pm (UTC)(link)
перечитываю твой пост уже некоторое время.

Мне хочется, чтобы мы все жили в мире. Как говорил Кот Леопольд: “Давайте жить дружно”. Это очень наивно, да? Для психолога, язычника и гражданина РФ?

вообще имеет большой отклик во мне этот пост, потому что я тоже так думаю. И наверное наивно.

Не хочется порой переступать черту, которую многие уже переступили.

[identity profile] ta.livejournal.com 2013-06-18 10:35 pm (UTC)(link)
Я сегодня натолкнулась на интересный пост. И склонна согласиться. Мне кажется, что все новые законы и большинство того, что делает государство, - это старая и добрая политика "разделяй и властвуй". Раздели православных и остальных, геев и гетеро, курильщиков и некурильщиков, гастарбайтеров и коренных и пока они грызутся, тихонечко пили.
Многие ведутся :( Я сама тоже порою :(

[identity profile] st-franzisk.livejournal.com 2013-06-19 04:15 am (UTC)(link)
Вполне логично, сам подумываю над этим.
Разделение всегда выгодно - тому кто разделяет.
Сила в сплочении. Но у нас до этого далеко.